Сеченовский Университет занимает прочную позицию интеллектуального лидерства и модернизационных подходов развития в российской системе медицинского образования, путем внедрения стратегических методов управления, фундаментальной интеграции образовательной, научной, медицинской, инновационной и международной деятельности. Профильное довузовское образование медицинской направленности – неотъемлемая и важная часть медицинского образования с возможностью построения индивидуальной образовательной траектории в соответствии с личными потребностями обучающихся. В Сеченовском Университете была разработана и внедрена инновационная траектория подготовки школьников медицинских классов «школа – университет», получившая в 2018 году высокую оценку мировых экспертов на инновационном саммите HundrED, что позволило войти данному проекту в список 100 главных образовательных проектов мира.
Роль образовательной системы «школа-университет» в преемственной подготовке будущих врачей весьма существенна, так как профессиональная направленность на медицинскую профессию должна формироваться уже на довузовском этапе, и совершенствование преподавания естественнонаучных, а также предпрофессиональных дисциплин как учебных предметов в этом процессе играет важную роль, поскольку обеспечивает значительные возможности для развития абстрактного мышления, логики, аналитических способностей. Именно эти качества личности необходимы будущему врачу.
Главными задачами обучения естественнонаучным и предпрофессиональным дисциплинам на довузовском этапе мы считаем развитие сознательного, системного и действенного усвоения школьного курса, реализацию развивающих возможностей и межпредметных связей изучаемых дисциплин, совершенствование управления проблемно-поисковой деятельностью учащихся на основе принципа профессиональной направленности, формирование знаний, умений и навыков, необходимых для приобретения профессиональных компетенций в студенческие годы.
Объединение профессорско-преподавательского состава Сеченовского Университета и педагогического сообщества при разработке и реализации инновационной вектора профильного обучения школьников г. Москвы позволяет обеспечить надлежащее качество подготовки будущих специалистов, повысить уровень знаний педагогов.
Подготовка школьников в профильных классах медицинской направленности – одно из средств достижения обновления образования, на которой обучение должно стать не только индивидуализированным, функциональным, но и формирующим предпрофессиональную направленность, профильные интересы, что необходимо для развития личности учащихся.
Работа с медицинскими классами командой Сеченовского Университета направлена на реализацию комплекса мер, включающих в себя:
- Организацию вступительных испытаний в медицинские классы города Москвы;
- Выполнение базисного учебного плана для 10-11 медицинских классов через сочетание базовых и профильных предметов;
- Изучение регионального компонента и элективных учебных предметов, проведение учебных практик и исследовательской деятельности;
- Методическое сопровождение в период обучения, включающее обеспечение медицинских классов учебно-методическими комплексами, а также создание банка контрольно-измерительных материалов;
- Плановые проведения независимой оценки качества знаний на всем протяжении обучения;
- Организация консультативного сопровождения и проведения предпрофессионального экзамена;
- Обучение школьников профильных классов по комплексу дополнительных образовательных программ «Шаг в медицину»;
- Постоянной работы с талантливой молодежью, нацеленной на самостоятельные научные исследования, включая мониторинг научных достижений учащихся;
- Проведение открытых мероприятий «Университетская суббота» для школьников;
- Проведение открытых мероприятий «Университетская среда» для преподавательского состава образовательных учреждений;
- Обучение преподавательского состава образовательных учреждений по дополнительным программам обучения медицинского профиля.
«Открытость» разрабатываемых методик позволяет тиражировать опыт проекта, объединить профильные медицинские классы, работающие при медицинских университетах нашей страны.